Как пользоваться динамометрическим ключом: разбираемся в типах и отличиях

0 31

Все о динамометрическом ключе: какие виды бывают и как пользоваться Динамометрический ключ в наших автосервисах до сих пор не перешел в разряд повседневного инструмента — при том, что его применение во многих операциях строго обязательно. Зачем он вообще нужен и как его использовать


            Как пользоваться динамометрическим ключом: разбираемся в типах и отличиях

Фото: Hutch15 / Shutterstock / FOTODOM

Динамометрический ключ щелчкового типа

Перед началом работы необходимо натянуть пружину ключа на срабатывание на нужном усилии. Обычно это делается вращением ручки в нижней части инструмента. После того, как необходимое значение ньютон-метров установлено, желательно зафиксировать ручку от случайного вращения в процессе дальнейшей работы. Это делается либо специальной торцевой затяжной гайкой, либо слайдером-фиксатором на самой ручке — зависит от конструкции ключа. После чего можно затягивать соединение до характерного щелчка. По окончании работы пружину обязательно следует привести в начальное (не сжатое) состояние, во избежание выхода инструмента из строя.

Электронный динамометрический ключ

Устройство необходимо включить, затем выставить необходимые единицы измерения и нужное значение. На продвинутых моделях в процессе затяжки, по мере приближения усилия к заданному, цветовой индикатор будет последовательно заполняться делениями, сигнализируя о скором достижении требуемого момента. Когда таковое будет достигнуто, загорится зеленый индикатор и прозвучит звуковой сигнал. В функционал отдельных моделей также может входить память на несколько фиксированных моментов. Более простые исполнения памяти и цветовой шкалы не имеют, и обозначают индикацией со звуком лишь сам момент достижения заданного усилия.

Как проверить динамометрический ключ

Инструкция по эксплуатации предписывает периодическую поверку динамометрического ключа. То есть, в идеале, инструмент раз в пару лет необходимо отвозить официальному представителю, который проведет все необходимые процедуры и выдаст вердикт: какую погрешность имеет данный динамометрический ключ. Разумеется, на практике подобному алгоритму следуют считанные единицы пользователей. Ведь относительно точную проверку соответствия ключа установленным погрешностям можно провести самостоятельно. Один из примеров такой проверки в домашних условиях опишем далее.

  1. Перед началом теста требуется найти жестко фиксированный болт или гайку, которая гарантированно не открутятся при тестируемом усилии. Можно просто закрепить в тисках болт.
  2. Надеть на болт соответствующую головку динамометрического ключа и установить ручку инструмента строго вертикально.
  3. Закрепить на конце ручки крюк электронного безмена. Предварительно следует убедиться, что безмен обладает необходимой точностью показаний.
  4. Потянуть за безмен до момента достижения динамометрическим ключом выставленного на нем усилия. Запомнить показания безмена. При утягивании безмена важно сохранять прямой угол между ним (вектором приложения силы) и ручкой ключа.
  5. Измерить расстояние между точкой фиксации крюка безмена на ручке и центром закрепленного в тисках болта.
  6. Вычислить фактическое усилие срабатывания по формуле: М = m·g·l. Где М — крутящий момент в ньютон-метрах; m — значение на безмене в момент срабатывания в килограммах; g — ускорение свободного падения (9,8 м·с²); l — расстояние от крюка безмена до центра болта в метрах.

Полученное значение должно укладываться в указанную в инструкции допустимую погрешность динамометрического ключа.


            Как пользоваться динамометрическим ключом: разбираемся в типах и отличиях

Фото: Sarin Kunthong / Shutterstock / FOTODOM

Как выбрать динамометрический ключ

При выборе подобного инструмента опираться следует, прежде всего, на специфику работ. Если это не очень частые операции с резьбами больших диаметров, к тому же не требующие ювелирной точности (например, подвеска) — имеет смысл купить простой и дешевый стрелочный «динамик». Если предполагается работа с более требовательными к моменту элементами двигателя или трансмиссии — очень желательно пользоваться уже качественным щелчковым ключом. Наконец, когда в планах стоит работа с мелкими резьбами на прецизионных узлах — лучше раскошелиться на точный цифровой прибор. И конечно, ориентироваться стоит на более-менее известные инструментальные бренды, а не «почти такой же, только в 3 раза дешевле» с китайской барахолки. При ремонте того же двигателя или коробки передач копеечная экономия на подобном инструменте может обойтись очень и очень дорого.

Читайте также:

Как ездить без штрафов: все об антирадарах, детекторах и приложениях

Как прикурить автомобиль от другого автомобиля

Как правильно хранить резину: с дисками и без (важная инструкция)

Как самому отрегулировать фары: пошаговая инструкция и советы механика

Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Источник: www.autonews.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.