Страховое лобби пытается вернуть отобранную у него три года назад кормушку — торговлю диагностическими картами о фиктивном прохождении техосмотра. Откровенно коррупционный бизнес под давлением общественности был ликвидирован, поезд вроде как ушёл. Однако сейчас у страховых компаний (СК) настают тяжёлые времена, и в ход идут любые, даже самые некрасивые попытки получить доступ к деньгам граждан.
Плюс 1000—1500 руб. к полису ОСАГО за диагностическую карту, и никуда не нужно ездить. До 2021 г. данный бизнес в СК процветал. Впрочем, и сегодня он никуда не делся. Ежегодный техосмотр остался для владельцев авто, которые числятся (или являются) автобусами и грузовиками, и приходится раскошеливаться. Ценники, правда, уже совсем иные — 5000−6000 руб., но во всём остальном отличий нет.
При постановке транспортного средства на учёт проблема решается аналогичным образом — в ближайшем офисе СК. ОСАГО для регистрационных действий вскоре отменят, но за липовым техосмотром к страховщикам ходить продолжат. Все всё знают, но что-либо тут предпринимать власти не хотят. Напротив, есть желание вернуть старую систему.
«Уже сегодня нужно задумываться, как мотивировать водителей старых автомобилей эффективно контролировать техническое состояние своих машин, чтобы снизить вероятность нанесения вреда окружающей среде и другим участникам дорожного движения. Водителю, у которого автомобиль старше десяти лет, можно предоставить возможность пройти технический осмотр или ежегодное техническое обслуживание на СТО с проведением диагностики (инструментального контроля) — вариантов может быть много», — вещает директор по защите активов Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов.
Как несложно догадаться, «партия власти» тут же поддержала инициативу РСА по ограблению автолюбителей, член комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов (ЕР) моментально заявил, что оно надо. Дескать, мы за безопасность движения. Что не просто ложь, а совсем уж наглая ложь. Как работали и работают пункты ТО, известно всем.
Ежегодный техосмотр вроде как хотят ввести (сперва?) для авто старше 10 лет, таковых в РФ более 70%. В целом парк транспортных средств в стране очень старый, по легковушкам в среднем это 15 лет. Причём возраст стремительно растёт, так как продажи новых авто незначительны, в бюджетном диапазоне особенно.
Зачем? А тут всё просто. У страховщиков настают тяжёлые времена, КАСКО не продаётся, да и ОСАГО покупают всё меньше. Целые регионы уже катаются без «автогражданки», и таковых становится всё больше.
Все остальные виды страхования в полном ауте, так как народ давно понял, что СК — не более чем жулики. Деньги собирать они горазды, а выполнения условий договора не дождёшься.
Пока СК занимаются тем, что снижают выплаты. По ОСАГО теперь можно получить и вовсе жалкие копейки. Однако в целом перспективы страховой отрасти печальны, и её владельцы горят желанием это исправить. За счёт народа.
«Наша партия не один год билась за отмену обязательного техосмотра — этой пустой формальности и повода отнимать у водителей деньги и время. Страховщики выступили за возвращение обязательного ТО для легковых автомобилей. А разве есть объективные поводы для пересмотра принятого в 2021 году решения? По статистике МВД РФ, в прошлом году доля ДТП, при которых зафиксированы технические неисправности автомобиля, составила лишь 3,9%. Эта доля и всегда была мизерной. И после отмены обязательного ТО число аварий по причине технеисправностей не росло», — говорит лидер думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.
В РСА вещают, что ТО можно сделать неформальным. Тоже ложь. Невозможно. Во-первых, потому, что нет нужного количества оборудования. Большая часть техники, которая стоит на пунктах ТО, не более чем обманка, она давно не работает. Покупать новую никто не станет, это очень дорого, а вкладываться в дело «бизьнесмены» не любят.
В регионах пункты ТО — вообще какой-то пошлый анекдот. Автору пришлось недавно покупать старенькую машинку в глухой провинции, на учёт ставили в местном МРЭО, перед этим обязателен техосмотр. В боксе бывшей советской мехколонны стояло оборудование времён Леонида Ильича, а то и «дорогого Никиты Сергеевича». У этой рухляди даже отсутствовали шнуры питания. Действительно, зачем тратиться на провода!
Во-вторых, нет специалистов, в стране колоссальный дефицит автомехаников, зарплаты тут достигли уровня среднего менеджмента вполне себе крупного бизнеса. И продолжают расти.
«Дефицит квалифицированных автомехаников, электриков и вообще любых специалистов, хорошо разбирающихся в машинах, умеющих принять, продиагностировать ее. Очень мало профильных учебных заведений, а те, которые есть, учат неосновательно. Молодежь приходит неопытная и недоученная. Приходится обучать прямо в полях, а это не очень хорошо», — объясняет совладелица компании «Автосвита» Мария Посеницкая.
Получить профильное образование, действительно, негде.
«Несколько лет назад мой сын «заболел» машинами, всё свободное время проводил в гаражах, помогал мужикам, они его учили. Потом мы с ним (он был ещё несовершеннолетним) ездили покупать старенькую «копейку», сын её всю до винтика раскрутил, перебрал мотор, в общем, восстановил. И продал за очень приличные деньги.
В общем, я поняла, что нужно его куда-то отдавать учиться. А некуда… Поговорила со знакомыми, которые работают на СТО, и поняла, что всё грустно, даже за деньги — везде одна профанация. Сейчас мальчик ушёл в армию, «по блату» его пристроили как раз к машинам. Может, там чему-то научится", — рассказывает москвичка Мария.
На честных пунктах ТО, где действительно могут выявлять неисправности — как в Германии на «точках» TÜV — нужны опытные диагносты. Очень опытные, не молодые парни, пусть даже одарённые. А таким людям придётся платить, много. 200−250 тыс. руб. в месяц на руки в Москве и области, 100−150 тыс. в провинции, причём на каждый пункт придётся набирать несколько специалистов. Что даже не смешно — к таким тратам барыги от страхового бизнеса и их подельники однозначно не готовы.