Федеральная трасса М-5 — одна из самых протяженных в России. Она проходит по территориям Московской, Рязанской, Пензенской, Ульяновской, Самарской, Саратовской, Оренбургской, Челябинской и Свердловской областей, республик Мордовии, Татарстана и Башкортостана. От Москвы до Екатеринбурга в общей сложности около двух тысяч километров.
Значительная часть трассы проходит по Челябинской области. И долгое время ее называли в регионе «дорогой смерти». Ситуация меняется к лучшему, но пока слишком медленно.
Самый сложный участок трассы
По территории Челябинской области проходит более 400 километров этой трассы. И это очень сложный участок.
Особенно с учетом того, что трасса здесь в большинстве мест двухполосная, что периодически становится причиной лобовых аварий (часто смертельных) из-за обгонов там, где это разрешается делать и где запрещается.
В Челябинской области расположена самая опасная часть данной федеральной трассы — 170 километров пути с заметными перепадами высот (Саткинский район, участок вблизи Златоуста, включая хребет Уреньга, а также Усть-Катав).
Двухполосное движение здесь прежде всего тормозят фуры, вереница которых очень медленно проходит горные участки, особенно зимой, когда снежные заносы и гололед.
Из-за буровзрывных работ для последующего расширения дороги периодически перекрывают движение на участке 1565 — 1576 км в Ашинском районе.
Сейчас погода в регионе начала портиться. Значит, новые серьезные ДТП на трассе М-5 не заставят себя ждать. Особенно на тех самых горных участках.
Надо сказать, власти все же взялись за расширение трассы. От Челябинска до Миасса участок трассы длиной более 100 километров стал с этого лета четырехполосным.
Что касается отрезка от Челябинска до Екатеринбурга, то он весь четырехполосный еще с осени 2022 года.
Официально
Хребет Уреньга — самое, пожалуй, «узкое» место трассы М-5 в Челябинской области. До конца 2024 года должно завершиться проектирование работ по расширению этого высокогорного участка. А в дальнейшем здесь произойдет и собственно расширение трассы до четырех полос.
В этом году на открытии 10-километрового участка трассы М-5 возле Миасса губернатор Челябинской области Алексей Текслер заявил, что предстоит сделать в регионе на М-5 до конца года, а также в период до 2026 года включительно:
— Запланировано открытие 15-километрового участка в Ашинском районе трассы М-5 от границы с Башкирией до Кропачево. Рассчитываем в 2026 году этот 6-километровый участок полностью завершить.
Что говорят водители
Одно время трассу М-5 в Челябинской области называли «дорогой смерти». Из-за плохого качества дорожного покрытия, а также из-за того, что она, как уже говорилось, двухполосная. То есть лишь по одной полосе движения в каждую сторону.
С полосностью ситуация постепенно решается. Хотя некоторые знакомые «СП» водители говорят, что свежий участок от Чебаркуля до Миасса сделали коряво.
50-летний бизнесмен (занимается оптовой торговлей автозапчастями и автомаслами, часто вынужден сам ездить за рулем по области) так отреагировал на вопрос об участке трассы М-5 в районе Миасса:
— Качество дороги — полное г… Там была автомагистраль. К саммиту готовили. С ограничениями автомагистрали. Где она, автомагистраль? Сейчас сделали какой-то отстой. Со скоростью 90. Отремонтировали… Помню в 2016 году с Москвы там возвращался. Честные 200 шел. А теперь…
Интересно, что этот же бизнесмен куда лучше оценивает ремонт участка трассы от Челябинска до Екатеринбурга:
— Сделали его хорошо. И я даже совсем не против, чтоб он платным был. По ценам как в Казахстане. Но чтоб деньги шли реально на содержание этого отрезка, а не на прокорм чиновников.
Этот же опытный водитель считает, что трасса М-5 в Челябинской области в целом уже не так опасна, как в былые времена.
А вот у предпринимателя, которого в челябинской бизнес-среде считают одним из лучших специалистов в сфере машиностроения (он тоже проводит много часов за рулем), в корне иное мнение:
— Опасный участок — всё, что от Миасса и до границы с Башкирией. Итого 230 км «дороги смерти». Часть из них делают в 4х-полоску, когда-нибудь сделают, наверное… Из прям особо поганых: спуск от Москвы к мосту через Юрюзань, объезд Сима с подъёмом или спуском в/с горы.
Что пишут в соцсетях
В соцсети «ВКонтакте» популярна группа «Трасса М5 Уфа-Челябинск». Про аварии на трассе тут сообщают практически каждый день.
О планах расширения дорог водители, участники паблика пишут не меньше. В августе под постом об открытии 10-километрового участка трассы возле Миасса Григорий Кошелев в комментариях написал:
— На Уреньге каким образом расширять? Там гору вырезать по незамкнутому контуру придется. Или Юрюзань как? То же самое…
В той же группе Матвей Гавва поделился ощущениями по поводу свежеотремонтированного участка трассы:
— Недавно проехал по новому (судя по свежему асфальту и разметке с ограждениями) участку от Миасса в сторону Челябинска. На вид все отлично, вот только дорожное полотно уложено как стиральная доска. Я такого не видел — на вид гладко, а машину трясёт.
Александр Уманец подтверждает:
— Мы это уже второй год замечаем. Как можно было умудриться так неровно дорогу построить? Уму непостижимо.
Нурислам Хуснутдинов попытался внести ясность:
— Это же бетонное покрытие, поэтому как стиральная доска. Вроде как должны уложить последний слой асфальта. Но когда — это уже вопрос.
Александр Чивилев дает свою версию самого опасного участка трассы М-5 в Челябинской области:
— Опасная дорога — это от Аши до Златоуста. Но там лет через 200, наверно, построят нормальную трассу. Судя по тем темпам, какими строили 10 км на довольно-таки несложном участке.
Надежда Гавриленко сравнила качество дорожных работ в двух соседних регионах:
— Этот участок худший в стране! Заезжаешь с Башкирии к нам в область и моментально попадаешь в прошлый век… Нигде уже нет такого! Это ужасно… Неужели нельзя это сделать нормально и быстрее? Почему Башкирия свою часть уже сделала? Не трасса, а ад какой-то… водители фур проклинают этот участок, убивает фуры.
Что говорит ГИБДД
По данным областной Госавтоинспекции с начала года на территории Челябинской области зафиксировано 151 ДТП с участием грузовиков. В этих дорожных авариях погибло 23 человека.
Самый большой рост числа погибших по вине водителей грузовиков отмечен на той самой дороге М-5 «Урал». Речь про 11 человек, погибших в этом году.
Страшная авария произошла на «дороге смерти» 18 августа вблизи поселка Тимирязевский. В тот день грузовик «Скания» столкнулся на трассе сразу с тремя машинами — «ВАЗ», «Форд Фокус» и грузовой «Донгфенг». После этого массового столкновения «Скания» пробила ограждение дороги и съехала в кювет. Случилось это на 1832 километре. Результат аварии — четверо погибших, включая 10-летнюю девочку.